Тема: Маша Цыгаль гг гг вжжжж
GуглеДух [Off] [#] (19.07.2009 / 15:29) |
Третьего января не скажем какого года в известнейшей московской художественной семье Цигалей-Бирштейн родилась девочка Маша.
Ее бабушка Нина Ватолина была известнейшим мастером плакатной графики, сделавшей в 1941-м году плакат «Не болтай!». Дедушка, Макс Бирштейн – выдающийся живописец. Другой дедушка, Владимир Цигаль – скульптор-монументалист, построивший в Москве много памятников. Папа, Александр Цигаль – скульптор. Мама – Анна Бирштейн — художница, чьи работы висят в Третьяковке и Русском Музее.
«Родившись в художественной семье хочется быть кем угодно, только не художником! – решила для себя Маша. – Это ужасно, когда в дни рождения всем нужно рисовать подарки!»
Куда больше чем рисовать, Маше нравилось наряжать маму и украшать дом. Школы, спецанглийская и художественная, фигурное катание – в ее детстве был весь стандартный воспитательный набор, за исключением, пожалуй, лишь музыкальной школы. Закончив школу общеобразовательную, Маша поступает в Строгановку, к чему лукавить – по блату. «Приехала на экзамен на такси, в белых шортах и майке. Среди абитуриентов обнаружила бородатых мужчин и серьезных женщин с семьями. Рисунок у меня был хуже всех, но меня все равно приняли. Из такой семьи не могли не принять. Могла бы вообще не ходить на экзамен, наверное».
В Строгановке Маша проучилась три года: пределом терпения стала стажировка в Гусь Хрустальный. Студентка, работающая со стеклом, мечтала о Мурано – а получила хрустальный завод, разрабатывающий сервизы. После чего решила – они со Строгановкой вполне обойдутся друг без друга. В это самое время начались безумные для Москвы девяностые…
1995
«Гагарин-party», Мобиле-party, ПТЮЧ-клуб, сквоты… Познакомившись в с модными людьми, Маша начинает активную рэйв-деятельность. «Все это было очень богемно и очень похоже на реальную художественную жизнь: как раз на то, чего мне так хотелось, – вспоминает Маша, – Поэтому, к ужасу родителей, я бросила Строгановку и стала активно тусоваться…
Возмущенные родители отселили блудную дочь в отдельную квартиру, оставив без копейки денег – и даже без холодильника. Но безделье продлилось недолго: «часом икс» стало знакомство с Андреем Бартеневым. «Такого я никогда не видела. Я вдруг поняла, как украшает человека желание работать. Полный респект у всех, и самому приятно».
Вскоре Маша Цигаль делает первую коллекцию – из грампластинок.
«Хотелось делать что-то, но было непонятно из чего. Денег нет, есть только желание. И очень любишь музыку!» Любовь к музыке вылилась в расплавление не лучших ее образцов, записанных на маминых пластинках: дома, вместе с молодым человеком, они переплавляли пластинки типа «Для вас, женщины». Винил мстил нереальной вонью…Так рождалась коллекция «Будем как солнце». Перфоманс был показан в клубе «Эрмитаж». Модели в черных трико несли на себе конструкции из пластинок. В конце показа вышла Маша – с рюкзаком-солнцем ( сделанным из пластика, обклеенным фольгой) за спиной. На следующий день на первой полосе «Коммерсанта» вышла статья под заголовком «В «Эрмитаже» взошло Солнце». Солнце нового дня сделало дизайнера Машу Цигаль знаменитостью.
А потом был конкурс неукрощенной моды в Риге, в жюри которого сидел Пако Рабанн: он и выдал Маше Цигаль главный приз.
«Конструкции из пластинок – это были не вещи, конечно, – вспоминает Маша, – Тогда в Москве вместо фэшн-шоу существовали арт-проекты». Это немного осложняло жизнь: художники, занимавшиеся моделированием «вещей, которые можно было носить» не понимали, где их место. Маша Цигаль участвовала в живописных выставках и делала перфомансы, которые можно было продавать клубам как шоу: точно так же, как сегодняшние поп-звезды продают в казино свои концерты. Ее вторая коллекция под названием «Лапландия» – из сплавленного оргстекла, обклеенного орнаментом из серебряной пленки – была именно таким «шоу на продажу». «Трейнспоттинг» – вот верная характеристика этого времени.
1996
В «ПТЮЧ-клубе» Маша знакомится со всеми известными персонажами – Егором Кончаловским, Григорием Константинопольским, Ликой… И начинает работать стилистом на клипах. Стилист в то время не собирал вещи в магазинах – но комбинировал наряды из личных гардеробов артистов. В этом же качестве Маша поработала на съемках фильма «8 ? долларов» – все снимались в своем, при этом, выглядели «одетыми специально для фильма». Следующей коллекцией от Маши Цигаль –
уже наполовину-авангардной, наполовину носибельной – стала Place Tsigal: ее показали в клубе «Метелица». Для клуба даже пришлось сделать декорации, в которых потом еще долго вел свою программу Андрей Вульф. На подиум впервые вышла поп-звезда – это была Лика Стар: без нижнего белья, в прозрачном платье. «Я вообще много чего сделала в этой стране первая, – комментирует Маша, – ди-джея за вертушки впервые поставила тоже я» (уточняем: это был DJ Зоркин). Одежда из коллекции Place Tsigal, с любимыми орнаментами, которые Маша рисовала с детства – кошечками, морячками итд.. – была первым шагом к прет-а порте. Вторым – коллекция «Эксгибиционисты». «Это уже были вполне носибельные вещи. Которые нужно было где-то шить. Размещать заказы в ателье стоило недешево, а денег ни у кого не было». Выходом из положения стали театральные мастерские: из-за недостатка денег, они с удовольствием брали заказы за скромное вознаграждение.
«В этом, собственно, и есть мое отличие от других дизайнеров. Они пришли в моду из советских ателье, а я – из реальной арт-жизни».
Дитя реальной арт-жизни, она, при этом, никогда не была поклонником секонд-хендов и помоек. «Я выросла на хороших вещах: моя мама всегда прекрасно одевалась, покупала вещи у спекулянток, носила старинные вещи прабабушки». Поэтому все заработанные на показах и шоу деньги тратились на хорошие ткани («однотонные – никаких горошков и ситчиков!»). А потом – ткани расписывались, и украшались принтами. «Мне всегда нравилось все девичье: принцессы, ангелята и феи. Недаром, моими любимыми дизайнерами с детства были Жан-Поль Готье и Вивьен Вествуд. И никаких Сhanel!».
1997
Проблема с тканями плюс мода на черный цвет среди московской богемы – следующую коллекцию Маша решает делать в черном цвете. Соединив силы со «Станцией 106.8», на тот момент абсолютно культовой, они делают показ на Пушкинской площади. Подиум тянется от кинотеатра до Тверской улицы; площадь перекрывается. «У кого-то бизнес, а у меня – шоу», – смеется Маша. Это была коллекция «Фавориты Луны», – готическая, с отличными прическами и моделями с выбеленными лицами и черными глазами. Шоу потихонечку становится бизнесом: на Варварке открывается рэйверский магазин «Космо», куда Маша начинает поставлять мелкие партии одежды. Но бизнес, пока еще, безусловно проигрывает шоу: следующую коллекцию «Эксгибиционисты» Маша показывает на только что построенном Сити-мосту. Газеты потом писали, что если бы мост упал, Москва лишилась бы всех знаменитостей. Коллекция была уже полностью носибельной – никакого авангарда. «К тому моменту у меня уже полностью поменялось мировоззрение: делать арт-перфомансы было больше неинтересно. При этом, я не совсем понимала, кто я – художник, стилист или модельер… Нужны были новые силы».
1998-1999
И тогда она отправляется в Лондон – за новыми силами и образованием, все же, оказавшимся необходимым. Подает документы на грант в Британский Совет – и получает целых два гранта (первый от британского правительства на обучение; второй, королевский – на книги). Несмотря на то, что все в один голос уговаривали ее остаться –глупо уезжать, когда карьера пошла в гору, и все журналы единодушны в выборе дизайнера года – Маша уехала. И променяла все это на London College of Fashion, факультет фэшн-маркетинга. «Мне было необходимо понять, какие конкретные шаги предпринимать дальше». На курсе Маша была единственной русской. Преодолеть снобизм публики очень помог журнал Face, с десятиполосным материалом про Россию – его сделал журналист Бен Айрис, приехавший в Москву и подружившийся с богемой и андеграундом: в этой статье, конечно же, была Машина фотография. И, тем не менее, жизнь в Лондоне отнюдь не была легкой. «Мало денег. Студенческое общежитие. Англия поставила голову на место». Несколько телефонных номеров, привезенных из России, помогли сделать нужные знакомства: Эндрю Логан, с которым Маша познакомилась в Риге, помог устроиться ассистентом к Зандре Родс ( Zandra Rhodes). «Работала Золушкой. Делала все: посылала факсы, делал посадку на манекене, заказывала пиццу.
Пришлось научиться кроить и шить». Потом ее взял на работу Mr. Pearl – мастер корсетов, человек с самой тонкой в мире талией, вот уже семь лет живущий в корсете – по счастливой случайности, которых так много было у Маши в жизни, он оказался фанатом России. Маша ассистировала ему для couture Тьерри Мюглера.
В Лондоне сформировался сегодняшний look, который делает Маша Цигаль – стрит-шик.
2000
Снова везение: компания Smirnoff объявляет конкурс для молодых дизайнеров на лучшую рекламную компанию для нового напитка Bloody Mary, выпущенного в металлических баночках. Маша тут же посылает им свое СV: «во-первых, я Мэри, во-вторых из России». Предложенная ею коллекция была телесного цвета из замши; на замше – порезы, из которых стекает красная бисерная кровь…Smirnoff отдает грант русскому дизайнеру Маше Цигаль. Коллекцию Bloody Mary даже показали на London Fashion Week ( off-scadule,конечно, и тем не менее). А потом Маше позвонили из Москвы и предложили показаться в галерее «Актер»: учеба в Лондоне была закончена, Москва казалась более перспективной – пришло время возвращаться. «Все задачи, которые я ставила перед собой в Лондоне, были выполнены. Я многому научилась и поняла, что хочу делать в жизни. Определилась с тем, что нужно производить, – что продается, и в чем я сама буду ходить. Тем более, что в Москве появилась новая жизнь и новые люди, взамен бандитов и наркоманов-художников … Мне снова стало здесь интересно».
2001-2002
За два года Москва действительно изменилась. «ПТЮЧ-клуб» был закрыт, «ПТЮЧ»-журнал не издавался, «Ом» перестал быть похожим на модный журнал… В этой ситуации был только один путь: создавать взамен что-нибудь новое. То есть, работать много и тяжело. Лондонская тема корсетов не могла не получить развития: Маша делает коллекцию «Мания Цигаль», которую показывает в ресторане «Яр», что в гостинице «Советская». Платья с корсетами, прозрачные шнурованные корсажи, белье…По подиуму ходили стриптизерши из Dolls. Коллекция посвящалась «маниям ХХ века»: мании величия, головокружению от успеха, нимфомании и клептомании. Газеты писали тогда, что «Мания Цигаль» «удивила своим характерно мужским взглядом на женскую привлекательность» - и как же странно, что ее создатель – женщина. Следующим развитием темы женской сексуальности стала коллекция Forever Love – она была показана на первой московской Russian Fashion Week.
«Мне очень хотелось делать нижнее белье, – рассказывает Маша, – Но, приехав на Тушинскую чулочно-носочную фабрику, я столкнулась с полным советским беспределом. И поняла тогда, что даже у очень красивой коллекции не будет никаких перспектив получить массовое производство. С такой коллекцией можно сидеть и работать у себя дома, как дорогая швея. Но это – не мой образ жизни».
Решив, что нужны какие-то социальные гарантии, Маша вступает в Союз Художников РФ. «Если раньше в анкетах я писала, что безработная, то теперь пишу, что я художник».
2003
Начинается бизнес: Маша занимает деньги, снимает квартиру на Петровке, покупает три швейных машинки – и начинает реализовывать лондонские идеи. Так появляется коллекция XXX (Triple X) (осень-зима 2003/2004). Стиль – «спортивный гламур». Цвета – черный, белый, серый и, конечно же, розовый и голубой. Материалы – вельвет, хлопок, шерсть. Обязательные элементы – принты и ручная вышивка. Источники вдохновения – здоровый образ жизни, современное искусство и музыка электро-клэш. Партнерами показа стали Sniсkers и Reebok – модные молодежные бренды, поддерживающие идею здорового образа жизни. Это была первая коллекция, которую стали закупать магазины: сначала «Подиум» ( Кутузовский, 26), потом «UK-style» (Никитский бульвар 17). В это же время Маша активно работает с музыкантами: делает им сценические костюмы. Клиенты – «Дискотека Авария», Дима Билан, Децл, группа «Би-2», «Тату». Именно Маша придумывает Лене и Юле образы девочек-школьниц в коротеньких юбочках. «Я надела на них короткие юбки в клеточку, сшитые по классическому крою шотландского килта. И еще - маленькие майки. Юля - в розовом цвете, Лена - в голубом. На этих майках ручная шелкография - целующиеся девушки из комиксов 80-х годов». Еще одна занятость: Маша Цигаль с удовольствием участвует в рекламных кампаниях разных брендов – в частности, устраивает акцию для Rexona Crystal и делает коллекцию Absolut Fusion для ABSOLUT. Следующей коллекцией становится весенне-летняя «Five Stars», развивающая тему r’n’b – для уверенных в себе молодых людей с конкретными целями и устремлениями. Моды на r’n’b в то время в Москве не было — она пришла только на следующий год. «Ди-джеи даже отказывались играть эту музыку на показах», – вспоминает Маша. Майки и олимпийки с надписью respect листочки марихуаны, вышитые золотом – вещи из этой коллекции продаются в «Подиуме» и «Е-life» не менее успешно, чем Dolce&Gabbana.
Прекрасный финал года: журнал «Лица Года. Кумиры России» снова помещает Машу в список лучших дизайнеров года ( впервые они сделали это в 2001-м). И еще: она наконец-то регистрирует бренд; он теперь называется Masha Tsigal Design International.
2004
На гастроли в Москву приезжает Уитни Хьюстон. У нее есть просьба: она хочет купит что-нибудь от русских дизайнеров. Организаторы приносят ей бархатные спортивные костюмы от Маши Цигаль – она покупает пять, и просит познакомить ее с дизайнером ( «Я зашла к ней в номер в «Балчуге, она обняла меня и сказала спасибо»). На сцену Кремля Уитни выходит в белом спортивном костюме. Еще одна звезда, оценившая одежду от Маши Цигаль по достоинству – Альберт, принц Монако. «Он увидел костюм на одной из вечеринок у олигархов, сразу же нашел меня и попросил сделать такой же». Именной костюм был подарен принцу незамедлительно.
Следующая осеннее-зимняя коллекция называется O2: это снова комбинезоны и леггинсы, олимпийки с капюшонами и пуховики, джинсы и майки. Материалы – трикотаж, бархат, кашемир и воскрешенная «варенка». На принтах – старые знакомые ангелята и морячки, плюс новые знакомые – герои манга-комиксов. Восточный полюс теперь притягивает Машу больше, чем западный: в объективе – Япония. «Перед созданием я съездила в Токио, и вдохновилась темой девочек из японских манго-комиксов и темой настоящих парней самураев». Самурайские мужские юбки и косухи показываются на подиуме галереи искусств Церетели.
Коллекция «весна-лето» под названием ORB, что значит «орбита» или «магический круг», символизирует погружение в глубину: теперь Машу интересуют мистические знаки – пентаграммы, знаки бесконечности, обереги, волшебные символы. Все, что приносит добро, удачу и любовь. Ни одного черного знака, только чистая позитивная энергетика. Каждый из пяти элементов – воздух, земля, огонь, вода и эфир – обозначен своим цветом. Стиль – «спортивная готика», материалы – традиционные бархат и трикотаж, крой – золотое сечение. Спортивные костюмы, гламурные летние платья с элементами vintage, купальники, джинсы и майки. Энергетика динамичного мегаполиса в сочетании с магией древней каббалы – вот вкус сегодняшнего дня.
Приятной неожиданностью года становится рекламная кампания телефонов SAMSUNG: плакаты «Будь лидером» с Машиной фотографией висят по всему городу – что, конечно же, вносит свою лепту в популяризацию бренда.
2005
«Последние два месяца я все время смотрю и читаю манга-комиксы, – говорит Маша в феврале 2005-го. Она и сама постепенно становится похожей на девочку-манга: вместо кудряшек – длинные волосы, завязанные в два хвоста…Теперь ее творческая мастерская – просторная студия в здании Центрального Телеграфа, с высоченными потолками.
В соответствующем манга-настроении она работает над коллекцией осень-зима 2005, которой уже придумано звучное название – «А». Снова яркие цвета, снова сексуальность и спорт; джинсовая линия, юбки-пачки, пиджаки, платья и майки – 7 апреля 2005 года ее показывают на RFW, в шатре на Васильевском спуске.